«Стажировка — это приключение, которое очень многое тебе дает»
Этим летом студенты образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ успешно прошли стажировки в известных международных и российских компаниях. Мы попросили ребят рассказать о своем опыте, а кураторов со стороны работодателей поделиться своими впечатлениями о студентах. В первом интервью об особенностях стажировки в компании Puma рассказывают студентка второго курса Елизавета Галкина и ее куратор, выпускница НИУ ВШЭ, старший HR-менеджер Puma Ксения Бабат.
Елизавета, почему вы выбрали психологию? Что вы знали о психологии до поступления?
Елизавета: Мой папа — психолог, поэтому об этой сфере я знала достаточно много, хотя сама планировала идти в нефтегазовую отрасль. В 11 классе я поняла, что выбирать нужно в первую очередь то, от чего ты действительно будешь получать удовольствие каждый день, в чем тебе интересно будет развиваться и исследовать новые вопросы. Поэтому решила за год подтянуть биологию и поступить психологию в Высшую школу экономики. Выбором я более чем довольна.
А какая область психологии вам интересна?
Елизавета: Сейчас я выбираю между организационной и консультационной психологией. Организационная психология — это работа в компании, связанная с подбором, обучением и развитием персонала, организационным консультированием. Консультационная — это коучинг, психологическое консультирование и сопровождение клиента.
Пойти на летнюю стажировку было вашим собственным решением или после первого курса практика обязательна?
Елизавета: Такую возможность предложили всем студентам программы «Психология», хотя практика после первого курса у нас не обязательна. Как раз в тот момент я находилась в процессе поиска стажировки. Мне было важно попробовать свои силы, чтобы в дальнейшем было проще определиться с выбором профессиональной сферы. Я хотела узнать, как происходит обучение персонала, как проводятся собеседования, какие приемы используются при проведении интервью.
Ксения, а для чего вы набираете студентов? Многие считают, что практикантам нужно уделять время, которого и так всегда не хватает, им надо все объяснять, контролировать результат.
Ксения: Во-первых, я понимаю, насколько это может быть полезно студентам. Во-вторых, я все время придумываю, как соединить их интересы с интересами нашей компании. В плюсе оказываются все. Студенты получают те знания и опыт, которые нужны им, компания получает те результаты, которые нужны ей. Я беру на практику в наш отдел по работе с персоналом только студентов-психологов из Вышки, но уже вижу, что другие отделы тоже начинают проявлять заинтересованность. Они видят, как у нас появляются какие-то новые люди, работают без денежной оплаты и при этом уходят от нас с благодарностью. Так что, я думаю, в перспективе мы сможем брать на практику учащихся разных факультетов Вышки и в другие отделы компаний.
Вы берете студентов после всех курсов?
Ксения: Обычно к нам приходят студенты последних курсов бакалавриата и первого курса магистратуры. В случае с Лизой это был первый опыт, когда мы взяли на стажировку после первого курса.
Есть разница в отдаче?
Ксения: Многое зависит от человека, от уровня его готовности включаться в какие-то новые для себя проекты и рисковать. Я даю эти возможности. Тем, кто приходит в начале своего пути, еще требуется время, чтобы объяснить какие-то базовые вещи. У них еще нет достаточного знания о направлениях и задачах HR-отдела, которые есть у тех, кто уже прошел четырехлетний путь обучения.
В какие проекты вы берете стажеров?
Ксения: Всегда есть много проектов, к которым можно подключать практикантов: как внутренние, так и внешние, которые для нас делают сторонние компании. Мы предлагаем студентам выполнить для нас работу, за которую обычно мы платим внешней организации. Один из примеров — исследование качества сервиса в магазинах — «Тайный покупатель». Это как раз один из проектов, которым занималась Лиза.
Компания Puma — это розница. У нас много магазинов. Задача «тайного покупателя» — проверить, насколько качественно наши сотрудники обслуживают покупателей и как соблюдают разработанные нами стандарты. Внешним компаниям нужно платить деньги за каждый визит, анализ данных, отчет. А студенту самому очень важно пройти через этот процесс, тогда он понимает, как система работает изнутри. Обычно студенты все узнают по учебникам, в теории, мы даем им возможность попрактиковаться. С другой стороны, компания получает свой бенефит в виде бесплатного исследования.
Когда ты видишь, где работают твои сверстники, с какими людьми из профессиональной сферы они знакомятся и в каких проектах участвуют, не хочется сидеть на месте
Для первой недели стажировки составляется адаптационный план. У нового сотрудника или стажера есть возможность поработать в магазине, пройти вводный тренинг и тренинг по продажам. Стажеры также присутствуют практически на всех процессах, которые проводятся нашим отделом. После этого мы начинаем активно работать.
Елизавета, какая у вас была задача?
Елизавета: Оценить качество обслуживания в магазине. У меня был опросник с параметрами, по которым производилась оценка. В него входил даже порядок в магазине. Вообще, в Puma продавцов обучают определенной технологии продаж, состоящей из нескольких этапов. По каждому из них нужно было оценить работника: как он устанавливает контакт, как определяет потребности покупателя и так далее. Всего было 18 магазинов, многие из которых находились не в Москве. Также я посетила тренинг обучения персонала, который проводится для всех новых сотрудников, и поучаствовала в собеседовании для продавцов, устраивающихся в компанию.
А вы знали заранее, что вам надо будет делать?
Елизавета: Сначала я не совсем понимала, что конкретно от меня потребуется, но мы поговорили с Ксенией, обсудили проекты, в которых я могла бы принять участие, и я согласилась.
Ксения: У нас было собеседование по скайпу перед началом стажировки. Моя задача в предварительном разговоре — понять, что нужно самому студенту. Я в коучинговом формате, задавая открытые и наводящие вопросы, пытаюсь определить, что человеку интересно. На этом этапе я неотступна. Ответы типа «посмотреть, что у вас в офисе происходит» для меня ничего не значат. Поэтому я продолжаю расспрос, пока не получу нужную информацию.
Разве после первого курса человек может четко объяснить, что ему нужно?
Ксения: Уметь четко объяснить «хочу понять, как происходит процесс подбора персонала» или «хочу понять, как происходит процесс оценки персонала», я считаю, уже можно. Отучившись год, ты примерно понимаешь, из каких аспектов состоит психология. Мне важно понять, что именно интересно студенту, чтобы на этом сфокусироваться и дать ему именно то, что ему нужно.
Если человек приходит и говорит: «вот он я, учите меня» — это будет пустая трата времени как для стажера, так и для компании. Чем более узким будет выбранное направление, тем проще мне понять, что предлагать. По результатам разговора с Лизой мне стало ясно, что она, помимо психологии, увлекается здоровым образом жизни, правильным питанием. Я предложила ей провести часовую лекцию для сотрудников нашей компании. Естественно, я помогала в подготовке.
Елизавета, о чем вы рассказывали?
Елизавета: О том, как сохранить энергию на должном уровне для того, чтобы хватало сил на достижение всех целей. Чтобы не приходить домой, падая на кровать без сил. Как раз сейчас я прохожу курсы wellness-коучинга и скоро буду сертифицированным специалистом, поэтому для меня это был очень полезный опыт.
Сколько длилась стажировка?
Елизавета: Стажировка длилась всего месяц, так как в июле я уезжала на каникулы в свой родной город.
Вы приходили в компанию каждый день?
Елизавета: Нет, не каждый. Мы договаривались с Ксенией, когда конкретно мне нужно придти и какие задачи выполнить.
Получили от стажировки то, что хотели?
Елизавета: Конечно, и даже больше. Я не только поняла, из каких компонентов состоит работа отдела по персоналу, но и улучшила навыки продаж и публичных выступлений.
На что должны обратить внимание студенты, перед которыми стоит выбор, куда пойти стажироваться?
Елизавета: Поговорить со студентами старших курсов, определиться, в чем именно ты хочешь себя попробовать. Стажировка, как правило, не требует много сил, но на выходе ты получаешь полноценное видение всей сферы изнутри и огромное количество практических навыков. Поэтому я рассматривала ее не как работу, а как приключение, которое очень многое дает для личностного роста.
Ксения: Я бы порекомендовала качественно к ней подготовиться. Первый шаг — понять «а чего я на самом деле хочу?». Если вообще нет понимания, куда хочется двигаться, то нужно почитать, поспрашивать. То есть выбрать хоть какое-то направление, которое нужно будет протестировать и проверить, насколько оно подходит. После того как определился с собой, нужно выбирать место, куда идти. Здесь тоже нужно быть внимательным, придирчивым, смелым и амбициозным, чтобы выбрать именно ту компанию, в которой интересное вам направление представлено наилучшим образом. И уже стучаться туда.
А как определиться с выбором компании?
Ксения: Существует много инструментов. В Интернете можно найти рейтинг таких компаний. Кроме того, есть старшие друзья — студенты старших курсов, которые в этом разбираются. Есть преподаватели, у них, в свою очередь, свои коллеги, друзья, однокурсники, работающие в разных организациях, все они могут дать совет. Самому почитать, посмотреть, поспрашивать. Это исследовательский процесс.
Какие советы вы могли бы дать ребятам, которые еще только задумываются о выборе профессии психолога?
Ксения: Понятно, что хочется поступить в лучшее учреждение, которое даст максимум в той сфере, которую человек выбрал. Если говорить о Высшей школе экономики, то в самом департаменте психологии работают одни из лучших преподавателей в стране. Еще немаловажный факт — это окружение. Любой психолог знает понятие «зона ближайшего развития»: от людей, которые тебя окружают, во многом зависит то, кем ты в ближайшее время станешь.
Пространство Высшей школы экономики — это прекрасное место для личностного роста, развития, установления контактов и реализации своего потенциала и своих потребностей. Внутри Вышки студенческое сообщество очень широкое, открытое, бурлящее интересными людьми, возможностями. До сих пор со многими моими друзьями и знакомыми с других факультетов мы вместе работаем, ведем проекты, дружим.
Елизавета: Где бы ты ни учился, нужно искать способы получать знания самому. Вышка в этом смысле предлагает очень много возможностей. Более того, она дает большой стимул. Когда ты видишь, где работают твои сверстники, с какими людьми из профессиональной сферы они знакомятся и в каких проектах участвуют, не хочется сидеть на месте. Окружение мотивирует, заставляет действовать и идти вперед.
«Стажировки в компаниях — бесценный опыт, который стоит получать с самого начала обучения»: Екатерина Сучкова о прохождении практики в компании Freework (группа АНКОР)