Взгляд изнутри: Лаборатория Касперского

Мы продолжаем рассказывать вам об опыте работы в известных компаниях со слов студентов и выпускников Вышки. Сегодня - Лаборатория Касперского. Юлия Маликова и Александр Нежельский рассказали про рабочий процесс в компании, офис и атмосферу, дали советы по прохождению собеседований и поиску карьерного пути.

Юлия Маликова - выпускница 2016 года департамента психологии факультета социальных наук. Employer branding intern в Лаборатории Касперского.

Александр Нежельский - выпускник магистратуры факультета Мировой Экономики и Мировой Политики. Последние два года изучал экономические и политические процессы в Азии, а последний год работает в штаб-квартире Лаборатории Касперского в Москве.

 

Путь в Лабораторию Касперского

Юлия: В "Лабораторию Касперского" (далее ЛК) я мечтала попасть со 2 курса. На тот момент я интересовалась работой в сфере HR и следила за открытыми вакансиями/стажировками на разных сайтах. На третьем курсе я откликнулась на вакансию Ассистент HR в ЛК, но, к сожалению, не могла работать, так как позиция подразумевала полный рабочий день. И я решила пока отложить на какое-то время поиск работы в ЛК. Во время обучения я много работала и волонтерила в сфере рекламы, пиара, организации мероприятий, и стала понимать, что это именно та сфера, в которой мне бы хотелось развиваться. Поначалу я старалась найти работу в ивент-агентствах, но не складывалось - то я им не подходила, то они мне. И, говоря студенческим языком, я "забила" на поиск какой-либо работы, подумала "а, сама придет". И действительно - во время сдачи госэкзамена знакомая HR-менеджер из ЛК прислала мне описание вакансии Employer branding intern. Я и представить не могла, что бывают такие интересные позиции, и сразу же отправила резюме.

Александр: В ЛК я попал прошлым летом. Разместил резюме на ХэдХантере, перечислил в нем свои прошлые проекты. Откликался на какие-то вакансии, ездил на какие-то собеседования с HR - типичная скукота. Неожиданно мне позвонили и предложили работу! Сперва я пришёл на должность стажёра в отдел HR для работы по социальным медиа. Как раз тогда мы запускали первый набор на программу стажировок для IT-студентов SafeBoard, и я должен был возглавить её небольшую, но гордую пиар-компанию в студенческой среде. Для ЛК это была первая такая масштабная программа стажировок (мы набрали более 60 человек), запущенная HR-отделом.

 

Процесс отбора в компанию

Юлия: Отбор состоял из трех этапов. В первую очередь, просмотр резюме и проверка уровня английского языка. У меня уровень английского проверялся так - я просто отправила свою дипломную работу на английском. В работе много приходится работать с иностранными текстами, переводить новости с английского на русский, работать с рассылкой от нашего коллеги из США, который присылает актуальную информацию, да и в офисе мы пользуемся иностранным слэнгом при разговоре.

На втором этапе проходит интервью с руководителем отдела Employer branding. Меня спрашивали про опыт работы, достижения. И заключительный этап проходил в формате собеседования с HR-директором. Здесь также спрашивали про опыт работы и дали кейс-задание про продвижение бренда. Самое сложное в этапах собеседования была неизвестность и ожидание заключительного вердикта. Конечно, вышкинский бэкграунд в процессе помог. Во-первых, это знания по организационной и юридической психологии (во время обучения нам рассказывали про методы интервью, как вести себя во время собеседования, про составление договора). Во-вторых, огромный волонтерский опыт в Вышке и работа в дирекции по связям с общественностью позволили убедить работодателя, что данная вакансия соответствует моим знаниям и компетенциям.

Александр:  Не сказал бы, что пройти отбор - это трудно, скорее, интересно.  Мой отбор состоял из двух с половиной собеседований и одного домашнего задания. Говорю "двух с половиной", потому что на первом собеседований моя будущая коллега Оля, которая его проводила, через полчаса позвала на собеседование мою будущую коллегу Таню, и у меня получилось 1,5 собеседования в одном. В ЛК собеседования всегда идут примерно по такому сценарию: сначала HR, потом непосредственный руководитель, потом начальник отдела. В зависимости от занятости нанимающей команды, эти три этапа могут растягиваться на неделю или две. Мои собеседования были по моим же прошлым проектам и будущим проектам в ЛК: я рассказал о себе, коллеги рассказали о задачах и мы вместе прикинули, как будем их решать.

Наверное, я тогда ещё слабо это осознавал, но когда ты собеседуешься - ты говоришь не с абстрактными фигурами из компании, а с людьми, с которыми тебе дальше работать. Вот такой хинт всем собеседующимся: будьте конструктивны и не стесняйтесь спрашивать.

 

Работа в Лаборатории Касперского

Юлия: Employer branding intern - это довольно неизведанная полностью профессия. Вместе с коллегами мы занимаемся развитием бренда работодателя. В мои обязанности входит помощь в организации мероприятий, ведение социальных сетей, участие в различных проектах команды.

А ещё у нас очень комфортный и уютный офис. Лаборатория Касперского старается поддерживать имидж открытой компании, и это проявилось даже в интерьерном дизайне. Из огромных окон открывается потрясающий вид на 50-метровый олимпийский бассейн “Динамо”, а также два футбольных поля, водный Канал имени Москвы и пляж с площадками для волейбола. А в 2014 году компания была удостоена премии конкурса Best Office Awards 2014. В офисе у каждого есть свое место, множество переговорок, кухня на каждом этаже (для тех, кто хочет готовить сам), и также есть кафетерий для всех сотрудников. Помимо этого у нас также есть свой спортивный зал с множеством разных тренажеров. Также проходят групповые занятия, например, по йоге, танцевальным направлениям и др. Наш офис - это тот случай, когда в хорошем смысле не похож на другие отечественные корпоративные штаб-квартиры.

Александр:  После первого проекта SafeBoardмоё рвение заметил мой непосредственный руководитель, и меня перевели в штат на должность специалиста по бренду работодателя. Занимаюсь внутренними и внешними проектами "Лаборатории", которых у нас настолько много, что одно их перечисление утомило бы любого читателя. К примеру, помогаю в организации той самой программы стажировок SafeBoard, которая теперь будет проводить новые наборы студентов каждый год.

Кстати, студенты Вышки стали самой большой группой студентов в SafeBoard 2015 (а отбор был неслабый - больше 2000 заявок), опередив традиционно сильные в IT вузы: МГУ, МГТУ и МИФИ. Можете смело парировать этим фактом всех зашоренных технарей, делающих "фи" при слове Вышка - в Вышке теперь и технарей учат очень круто. Для нужд бизнеса так уж точно.

Когда я только пришёл, ожидания от работы не оправдались совсем. Я ожидал увидеть обыкновенный унылый офис и сотрудников за 40+, вяло перебирающих бумажки, но все мои ожидания были развенчаны в первые же пару приездов в "Лабораторию". Уверен, что у большинства читающих это людей, как и у меня на момент моего первого интервью, довольно смутные представления о "Лаборатории Касперского", обобщить которые можно парой слов: "антивирус" и "кибербезопасность". Оказалось же, что это целый мир, вещь в себе. Оказалось, что "Лаборатория" - это международная компания, 90% рынков которой лежат далеко за пределами России. Вот такая история о том, как искал подработку на лето, а нашёл дело всей жизни.

 

Советы студентам

Юлия: Студентам, которые хотят устроиться на работу в Лабораторию Касперского, я бы посоветовала подавать заявки на стажировки в студенческие годы. Мониторить нашу группу в вк: https://vk.com/kaspercareer , в которой вывешивается информация о вакансиях. Также я бы пожелала студентам не бояться ошибиться в выборе профессии. Пока не попробуешь себя в том или ином ремесле - никогда не узнаешь, твоя эта профессия или нет.

Александр: Существует определенный разрыв между требованиями к должности стажёра, где не требуется ни опыт, ни глубокие профильные знания, ни сертификаты (всё это лишь по желанию), и требованиями к должности специалиста. Зачастую этот зазор настолько велик, что 25% людей, получивших диплом, не могут найти себе вообще никакую работу - они просто вывалились из рынка труда. Поэтому всегда проще найти работу будучи студентом. Можно работать хоть за опыт, хоть за еду - зато вам будут делать кучу скидок на то, что вы ещё малоопытный студент. Это намного проще, чем прийти с дипломом и вообще без опыта работы. Парадокс в том, что сами студенты часто этого не понимают: они откладывают трудоустройство на "после получения диплома", а потом часто вынуждены хвататься за любую работу, чтобы не остаться у разбитого корыта после выселения из общаги. Поэтому рекомендую всем не прокрастинировать над дипломами в последний год в универе, а подумать о получении реального опыта работы. Особенно это актуально в IT, где ландшафт рынка труда меняется стремительно.

И да, не забывайте изучать иностранные языки (и не один). В любой компании, часть штата которой не является русскоговорящей, это является одним из обязательных требований. Кроме того, это нужно, чтобы профессионально расти. К примеру, 90% всей научной литературы в мире публикуется на английском языке. Статистки по профессиональной литературе у меня нет, но что-то подсказывает, что дела там обстоят даже круче. В XXI веке, если вы не знаете английского языка, вы лишь собираете крохи с глобального стола своего профессионального сообщества.

И общий совет – нужно найти область, заниматься которой будет по-настоящему интересно, и развивать в ней себя как профессионала. Работа - это же не просто с 9 до 5 пять дней в неделю, это путь, который ты выбираешь для небольшого остатка своей жизни. Пройти его надо интересно и красиво. Невозможно стать профессионалом по принуждению, поэтому обязательно надо любить свою работу. Именно поэтому Job as a passion - одна из наших корпоративных ценностей. Ты развиваешься в той области, которую изучаешь в электричке от Одинцово до Белорусского, в той, о которой с упоением читаешь в метро, пропуская свою станцию. Потому что именно это тебе по-настоящему интересно.

 

Если вы работаете в известной компании и хотели бы поделиться своим опытом с другими студентами Вышки – пишите на yafedotova@hse.ru