Как пандемия повлияла на выбор желанной индустрии для работы у студентов? Исследование HSE Career
Рассматриваемая выборка — студенты НИУ ВШЭ из Москвы с 1 курса бакалавриата по 2 курс магистратуры (543 анкеты).
Полный текст исследования и методология тут -
Как_пандемия_повлияла_на_выбор_желанной_индустрии_для_работы_у_студентов (PDF, 2.81 Мб)
Студенты и работа
• Из рассматриваемой выборки 32% респондентов работают, 68% — не работают. Стоит отметить, что нет взаимосвязи между наличием у студента работы или стажировки в текущий момент и его факультетом обучения.
• Доля работающих имеет прямую взаимосвязь с годом обучения: чем старше год, тем большая доля студентов работает. На первом курсе работает 11% студентов, ко 2 курсу магистратуры трудоустраивается порядка 61% студентов.
• По данным анкетирования 25% студентов работает в индустрии науки и образования. Из них 56% работают в Высшей школе экономики. Это говорит о том, что в вузе часто встречаются случаи трудоустройства студентов.
• Поскольку студенты, работающие во ВШЭ, вносят значительную погрешность в оценку предпочтений по отраслям, то их исключаем из дальнейшего анализа. Сделав это, получаем следующее распределение респондентов по отраслям. Как видно, самая популярная индустрия — IT и телекоммуникации. В тройке популярных отраслей СМИ и медиа/реклама, а также Банки и финансовые институты.
Как пандемия повлияла на выбор желанной индустрии для работы у студентов
Работающие
• 52% ничего менять не собираются, 28% хотят сменить индустрию, 20% — компанию, но не индустрию.
• Единственной отраслью, откуда не хотят уходить студенты, стала IT и телекоммуникации. Более того, 63% респондентов из неё не хотят ничего менять. Остальные 37% думают о смене компании.
• В этом плане близкой к IT стала отрасль Банков и финансовых институтов. В ней 70% не хотят ничего менять, 24% хотят сменить компанию и только 6% респондентов хотят из неё уйти.
• Самой неоднозначной стала отрасль Наука и образование. Здесь респонденты либо хотят сменить индустрию — 47%, либо ничего не менять — 41%. И только 11% хочет сменить компанию, но остаться в индустрии.
• Из тех, кто хочет менять индустрию, большая часть желает перейти в сферы IT и телекоммуникаций, Науки и образования, СМИ и медиа/рекламы.
Топ 3 причины для смены компании внутри индустрии:
1. В текущей компании нет карьерного роста
2. Не устраивает уровень зарплаты
3. Попал в отрасль случайно, хочется сделать осознанный выбор
Также среди причин называют:
«Бан на отбор на позицию консультанта полгода, пока жду и работаю в другом месте»
«Заканчивается срок стажировки, буду искать что-то новое»
«В текущей команде не вижу роста, но к самой компании это не относится»
Не работающие
• Из тех, кто не работал до пандемии, предпочтения остались теми же у 74% респондентов. У 21% респондентов изменились предпочтения по индустриям, у 6% — по компаниям, но не индустриям.
• В целом наибольший прирост популярности получила индустрия IT и телекоммуникаций, а наибольшее падение интереса наблюдается в государственном секторе и консалтинге. Предпочтения по остальным индустриям без изменений.
• Наибольший рост популярности индустрии после пандемии относительно её популярности до пандемии — у сферы IT и телекоммуникаций. Число желающих работать в ней выросло на 19%.
• Наибольшее падение популярности индустрии после пандемии относительно её популярности до пандемии — у государственного сектора и консалтинга. Число желающих работать в этих отраслях снизилось на 19% и 18% соответственно.
Планы студентов на будущее
Топ-5 компаний, куда хотели бы пойти работать студенты после пандемии, по индустриям
Осведомленность о стажировках
Последний вопрос нашей анкеты был открытый – нужно было вспомнить компании, у которых были открытые программы стажировок на момент опроса.
Лидирует МТС со своими онлайн-стажировками и программой MTS Flash, далее идет Unilever с программами UFLP и ULIP, Сбербанк с Sberseasons, ВТБ с ВТБ Рост и Юниор, MARS с Leadership и Internship Experience Program и так далее.
Выводы
• Большинство студентов не поменяло карьерные предпочтения за время карантина (52% среди работающих и 74% среди безработных студентов).
• Сейчас самая популярная индустрия — IT и телекоммуникации (число желающих работать в ней выросло аж на 19%), а самое сильное падение интереса – к госсектору.
• Главная причина смены компании внутри индустрии — это отсутствие карьерного роста, и только потом низкая зарплата.
• Самые популярные среди студентов компании в своих соответствующих индустриях: Unilever, Яндекс, Сбербанк, McKinsey, Mediascope, НИУ ВШЭ, Правительство Москвы, Novartis, UNIQLO, S7 AIRLINES, Газпром.
• На слуху у студентов в первую очередь следующие программы стажировок: MTS Flash, Unilever Future Leaders Programme и Sberseasons.