Как пандемия повлияла на выбор желанной индустрии для работы у студентов? Исследование HSE Career

Летом мы опрашивали студентов, как пандемия изменила их карьерные планы. А теперь мы готовы показать результаты! Из них вы узнаете, к каким индустриям возрос интерес, какие компании популярны у студентов, почему молодые специалисты меняют место работы и какие кросс-индустриальные переходы возможны.

Как пандемия повлияла на выбор желанной индустрии для работы у студентов? Исследование HSE Career

Рассматриваемая выборка — студенты НИУ ВШЭ из Москвы с 1 курса бакалавриата по 2 курс магистратуры (543 анкеты).

Полный текст исследования и методология тут - 

Как_пандемия_повлияла_на_выбор_желанной_индустрии_для_работы_у_студентов (PDF, 2.81 Мб) 

 

Студенты и работа

• Из рассматриваемой выборки 32% респондентов работают, 68% — не работают. Стоит отметить, что нет взаимосвязи между наличием у студента работы или стажировки в текущий момент и его факультетом обучения.

• Доля работающих имеет прямую взаимосвязь с годом обучения: чем старше год, тем большая доля студентов работает. На первом курсе работает 11% студентов, ко 2 курсу магистратуры трудоустраивается порядка 61% студентов.

• По данным анкетирования 25% студентов работает в индустрии науки и образования. Из них 56% работают в Высшей школе экономики. Это говорит о том, что в вузе часто встречаются случаи трудоустройства студентов.

• Поскольку студенты, работающие во ВШЭ, вносят значительную погрешность в оценку предпочтений по отраслям, то их исключаем из дальнейшего анализа. Сделав это, получаем следующее распределение респондентов по отраслям. Как видно, самая популярная индустрия — IT и телекоммуникации. В тройке популярных отраслей СМИ и медиа/реклама, а также Банки и финансовые институты.

 

Как пандемия повлияла на выбор желанной индустрии для работы у студентов

Работающие

52% ничего менять не собираются, 28% хотят сменить индустрию, 20% — компанию, но не индустрию.

• Единственной отраслью, откуда не хотят уходить студенты, стала IT и телекоммуникации. Более того, 63% респондентов из неё не хотят ничего менять. Остальные 37% думают о смене компании.

• В этом плане близкой к IT стала отрасль Банков и финансовых институтов. В ней 70% не хотят ничего менять, 24% хотят сменить компанию и только 6% респондентов хотят из неё уйти.

• Самой неоднозначной стала отрасль Наука и образование. Здесь респонденты либо хотят сменить индустрию — 47%, либо ничего не менять — 41%. И только 11% хочет сменить компанию, но остаться в индустрии.

• Из тех, кто хочет менять индустрию, большая часть желает перейти в сферы IT и телекоммуникаций, Науки и образования, СМИ и медиа/рекламы.


Топ 3 причины для смены компании внутри индустрии:

1. В текущей компании нет карьерного роста

2. Не устраивает уровень зарплаты

3. Попал в отрасль случайно, хочется сделать осознанный выбор

Также среди причин называют:
«Бан на отбор на позицию консультанта полгода, пока жду и работаю в другом месте»
«Заканчивается срок стажировки, буду искать что-то новое»
«В текущей команде не вижу роста, но к самой компании это не относится»

Не работающие 

• Из тех, кто не работал до пандемии, предпочтения остались теми же у 74% респондентов. У 21% респондентов изменились предпочтения по индустриям, у 6% — по компаниям, но не индустриям.

• В целом наибольший прирост популярности получила индустрия IT и телекоммуникаций, а наибольшее падение интереса наблюдается в государственном секторе и консалтинге. Предпочтения по остальным индустриям без изменений.

• Наибольший рост популярности индустрии после пандемии относительно её популярности до пандемии — у сферы IT и телекоммуникаций. Число желающих работать в ней выросло на 19%.

• Наибольшее падение популярности индустрии после пандемии относительно её популярности до пандемии — у государственного сектора и консалтинга. Число желающих работать в этих отраслях снизилось на 19% и 18% соответственно.

 

Планы студентов на будущее

 

Топ-5 компаний, куда хотели бы пойти работать студенты после пандемии, по индустриям


Осведомленность о стажировках

Последний вопрос нашей анкеты был открытый – нужно было вспомнить компании, у которых были открытые программы стажировок на момент опроса.

Лидирует МТС со своими онлайн-стажировками и программой MTS Flash, далее идет Unilever с программами UFLP и ULIP, Сбербанк с Sberseasons, ВТБ с ВТБ Рост и Юниор, MARS с Leadership и Internship Experience Program и так далее.

 

Выводы


• Большинство студентов не поменяло карьерные предпочтения за время карантина (52% среди работающих и 74% среди безработных студентов).

• Сейчас самая популярная индустрия — IT и телекоммуникации (число желающих работать в ней выросло аж на 19%),  а самое сильное падение интереса – к госсектору.

• Главная причина смены компании внутри индустрии — это отсутствие карьерного роста, и только потом низкая зарплата.

• Самые популярные среди студентов компании в своих соответствующих индустриях: Unilever, Яндекс, Сбербанк, McKinsey, Mediascope, НИУ ВШЭ, Правительство Москвы, Novartis, UNIQLO, S7 AIRLINES, Газпром.

• На слуху у студентов в первую очередь следующие программы стажировок: MTS Flash, Unilever Future Leaders Programme и Sberseasons.